Ползучка

В начале января, когда мы были на водохранилище Патхолс, "ползучка" определённо спасла рыбалку. В какой-то момент во второй половине дня я почувствовал, что рыба в том районе, где мы были, есть, но брать не хочет. Как почувствовал - это уже отдельная тема, а сейчас всё-таки про "ползучку".
    Очень много лет назад в конце октября мы с друзьями поехали на речку Гжать, где в те далёкие времена ещё почти не было народу, никто не ловил сетями и тем более электроудочками. Щука и крупный окунь присутствовали там в большом количестве, и часто на спиннинг мы ловили столько рыбы, что еле доносили её в рюкзаках до остановки автобуса, хотя и были тогда молодыми и сильными. В тот день рыба клевать не хотела, но утром мы ещё об этом не знали и стали активно её искать. Кто-то пошёл вверх по реке, кто-то вниз, я пошёл вниз, облавливая места, приносившие удачу в прошлом. Не увидев ни одной поклёвки на протяжении километра или двух, я наткнулся на одинокого рыболова, который ловил на резинки. Их у него было три штуки и на каждой по пять-семь крючков, наживлённых мелкой плотвичкой.
    - Смотри-смотри, чего делает, - показал он рукой в сторону одной из резиночных донок, - трогает иногда, как карась, а брать не хочет.
    И действительно, через некоторое время один из отвесов донок вздрогнул, стал было чуть-чуть натягиваться, но тут же вернулся на прежнее место и замер неподвижно.
    - Ты такое видел? - смеялся мужик. - Да с таким живцом я бы уже рюкзак наловил и к автобусу топал давно, а она вон чего творит!
    Постояв и покурив рядом с мужиком и его донками с полчаса, я твёрдо решил, что эту неберущую щуку я поймаю во что бы то ни стало.
    Отойдя в сторону метров на пятнадцать, я сделал дальний заброс поперёк русла, дождался, пока блесна легла на дно и начал вращать катушку настолько медленно, что блесна ползла по дну со скоростью идущей по столу мухи. Временами блесна задевала за какие-то бугорки на дне, иногда мне казалось, что её прижала рыба, но при каждой минимальной задержке я делал подсечку. Заканчивая проводку, я очищал тройник от насевшей на него травы и делал следующий заброс. Ловить таким способом было нудно, но что предпринять ещё я просто не знал и продолжал медленно волочить блесну по дну, веря в избранную тактику и понимая, что добиться быстрого результата таким способом ловли невозможно.
    Первая щука села примерно через полчаса. На очередной задержке я подсёк и почувствовал ту живую тяжесть, которую ждал так терпеливо. Крючок зацепил рыбу снизу, под пасть, как, собственно, и должно было случиться.
    За пару часов ловли таким способом я вытащил трёх щук, но эти три стали мне дороже, чем набитые рюкзаки в прошлом и будущем.
    Попрощавшись с мужиком, я пошёл вверх по реке и вскорости обнаружил своих друзей, которые сидели на берегу и закусывали.
    - Ну, чего, Вовик, наковырял что-нибудь? - спросил один из них, протягивая мне стопку водки и бутерброд.
    - Выскреб три штуки.
    - Где? - оживились друзья.
    - Не где, а как: пока ей под самым носом медленно не проскребёшь, даже и не подумает с места сдвинуться.
    Убрав остатки еды в рюкзак, мы взяли спиннинги и стали ловить "ползучкой" прямо рядом с тем местом, где трапезничали.  Часа за три ловли таким методом мы поймали по две-три штуки каждый, а под вечер вдруг "включили выключатель" и щука с окунем стали садиться чуть не на каждом забросе на обычную ступенчатую проводку.
    Вернувшись домой, я чуть-ли не на следующий день изготовил приманку, более подходящую для такой "ползучей" ловли. Взяв стреляную винтовочную гильзу, я припаял к ней с одной стороны полоску свинца, а с противоположной - одинарный крючок и просверлил дырку для заводного кольца. Получилось что-то вроде неваляшки- лыжи, которая ползла по дну всегда крючком вверх, не застревая и не собирая траву, а слегка отогнутый вверх крючок сёк рыбу почти без промаха.
    В те далёкие времена ещё никто и слыхом не слыхивал о плетёнке, чебурашке и поролонке, а ловили мы на простые катушки с леской 0,4. С появлением плетёнки трансформировалась и приманка для ползучки. Стремление к универсальности привело к созданию такой приманки, которую вы видите на фотографии. Она работает отлично и при ловле ступенькой и ползучкой и вертикально под лодкой, как тяжелая мормышка.
    Дело в том, что в определённые дни и определённые месяцы в году судак и окунь становятся настолько вялыми, что ничего кроме наимельчайшей приманки с естественной насадкой на крючке при медленной проводке успеха не приносит. Часто, в январе и феврале, подтянув рыбу к лодке блейдбейтами или чебурашками, мы переходили к ловле в отвес на зимние удочки с чёртиком. Теперь же мы этого не делаем, так как одна и та же приманка работает и на заброс и в отвес. На крючки мы насаживаем полоску рыбы и получается что-то вроде поролонки, где вместо поролона - полоска рыбы (читай статью "Тельцо").