Лосось на мормышку


Ловля лосося на мормышку
в окрестностях Сиэтла
Кета около Пойнт Ноу Пойнт

           Если бы сейчас меня спросили: Вова, вот скажи, если бы тебе нужно было оставить только одну приманку для ловли лосося и в море и в  реке, а от всех других отказаться, то какую бы ты оставил? Конечно, я бы немного подумал, расстроился, но, коли только одну - была не была - мормышку. Тут подавляющее большинство местных рыболовов стало бы ожесточенно протестовать и каждый назвал бы какую-нибудь другую великолепную приманку, но для меня она проиграла бы мормышке в главном - универсальности. А зачем она нужна, та универсальность в наше время? - спросите вы. Согласен - не нужна, но я же говорю - если бы спросили...
            Каких-то 15 лет назад лосося на мормышку в окрестностях Сиэтла не ловил никто. Причиной тому два фактора. Первый - это отсутствие до недавнего времени тонких, но в то же время крепких лесок, выдерживающих натиск лосося. С появлением плетенки появилась возможность дальнего заброса легкой приманкой, а также, в силу очень маленького диаметра плетенки и отсутствия тянучести, удержания мормышки у дна даже на приличном течении в реке. Второй фактор - это обычная инертность рыболовов, привыкших ловить примерно так же, как ловили их отцы и деды.
            В позапрошлом году во время хода горбуши (а идет она у нас каждый второй год по нечетным годам) мы, как всегда, открыли сезон в заливе, то есть в море. Вышли на воду часов в девять утра, тогда как мой новый знакомый был там со своим другом с самого рассвета. По телефону он доложил, что они уже поймали пару.
           - Уже? - засмеялся я. - Да вы должны были уже поймать норму и двигать к дому!
           - Да тут никто сильно не ловит. Тянут рыбу то там, то здесь, но редко. - ответил он.
           - А вы что, тролите?
           - Ну да, как и все...
           - Ведь я же говорил тебе, что надо ловить на заброс, хотя, подожди, сейчас мы к вам подъедем, отметим начало сезона.
           Маневрируя между тролящими лодками, мы-таки к ним подошли, пришвартовались и, несмотря на хмурый взгляд друга моего знакомого, которого мы явно отвлекли от рыбалки, начали отмечание.  Держа в руке стакан, боковым зрением я все-же заметил на спокойной морской поверхности перископ верхнего плавника горбуши, который возник, прорезал слегка воду и медленно опустился вниз без малейшего всплеска. Достать можно, подумал я, поставил стакан, взял спиннинг и с упреждением послал мормышку в ту точку, где она должна была попасть под нос той самой первой в сезоне горбуши. Два-три плавных качка спиннингом и, вот оно, то самое залипание кончика удилища на игре, первое в сезоне... После того, как рыба оказалась в подсачеке, взгляд друга моего знакомого совсем потух. Да и можно его понять, конечно. Он на воде с рассвета, во всеоружии: даунригеры, флешеры (привлекатели), все по науке, а тут вдруг компания говорящих между собой по-русски, у которых в лодке только легкие удочки с мормышками на конце лески...
            - Завязывайте это гиблое дело, - обратился я к другу моего знакомого по-английски. - Давайте отойдем от всей этой толпы туда, где рыбу не пугают, и половим от души.
            - Да нет уж, Володь,- ответил мой знакомый по-русски, - у нас и удочек таких с собой нет, только тяжелая артиллерия. Да и ловить нам осталось от силы часа два.
         Отъехав от тролящих лодок подальше, мы поймали норму горбуши на троих часа за полтора. Ловить и отпускать не хотелось и мы двинули назад в порт.
         Ловля горбуши на мормышку в море очень напоминает охоту. Выглядит она так. Приехав на лодке в район, где мигрирующая горбуша слегка приостанавливается перед тем, как идти в реку, вы начинаете внимательно смотреть по сторонам, вглядываясь в поверхность воды. Если кто-то из компании видит всплеск, то вы быстро заводите мотор и мчитесь в это место, стараясь не напугать стаю и остановиться немного в стороне. Опять всматриваетесь в воду и, если рыба замечена в пределах заброса, бросаете в эту точку, а если она показалась далековато, до догоняете ее опять, стараясь не напугать. Очень часто бывает, что горбуша плещется относительно редко, но если внимательно вглядываться в поверхность воды, то можно увидеть, как несколько спинок с плавничками бесшумно выйдут наверх на несколько секунд и также бесшумно уйдут под воду. Этих нескольких секунд вполне достаточно для того, чтобы спроектировать точку, в которой мормышка окажется перед носом у идущей рыбы.
          Забросив мормышку, вы начинаете ей играть у поверхности плавными качками спиннинга, выматывая леску ровно настолько, насколько это необходимо для того, чтобы поддерживать с мормышкой постоянную связь. Как я уже говорил, поклевка выражается как залипание кончика спиннинга на игре.
           Когда горбуши идет много, то остановившись в хорошем месте, можно использовать тактику беспорядочных забросов в разные стороны, но даже при обилии рыбы эта тактика будет во много раз уступать тактике бросания на ход увиденной рыбе. Собственно, в случае с горбушей десять точных забросов на ход дают восемь-девять поклевок.
           Несколько слов о снасти. Леска-плетенка на 10 LB, удилище и катушка, наиболее приспособленные для дальнего заброса 14-граммовой мормышкой. Более тяжелую мормышку кидать легче, но удерживать у поверхности на медленной проводке тяжелее, так что, на мой вкус, 14 граммов - идеальный вариант. На крючок мормышки я приматываю небольшой кусочек ярко-розовой шерсти, выступающий за загиб крючка примерно на 5 миллиметров. Само тело мормышки не крашу, главным образом из лени. Если покрасить в белый цвет, то это есть хорошо, но ярко-розовых ниток вполне достаточно для того, чтобы при точном забросе спровоцировать горбушу на поклевку.
          В точности такую же снасть я использую и в низовьях рек, которые впадают в залив недалеко от Сиэтла. В приливно-отливной зоне реки (там, где на приливе вода соленая, а на отливе пресная) горбуша еще очень достойного качества - не горбатая, мясо розовое, а икра нежная. В разгар сезона в реках (во второй половине августа и в сентябре) порой можно поймать 50-60 горбуш за день, а преимущество мормышки над всеми другими снастями становится еще более ощутимым. Часто в реке приходится играть мормышкой у самого дна, делая забросы поперек течения или немного выше и на каждом третьем или четвертом качке чувствовать легкий удар по дну.
В низовьях Грин Ривер



          Кстати, мнение о том, что горбуша - самый дешевый сорт лосося я категорически отвергаю. Если после поимки ее незамедлительно выпотрошить и положить на лед, то дома, разделав на филе, посолив и поперчив, бросить на гриль (только не передержать), откупорить бутылочку сухого вина из холодильника, то можно почувствовать, что жизнь прожита не зря.
           Но мой опыт ловли лосося на мормышку начался не с горбуши, а с кеты. Горбуши у нас идет настолько много, что всегда можно было ее наловить и другими приманками, копируя тех, кто ловил ее годами. Инженерная мысль просто не включалась оттого, что не было необходимости.  С кетой же было по-другому, расскажу как.
      Лет двенадцать-тринадцать назад захотелось мне чего-нибудь новенького. А именно - половить кету в соленой воде. В местной литературе сведения о ловле кеты в Пьюджет Саунде были очень обрывочные и сводились в общем к тому, что рыба эта не хищная и поэтому ловится в море только случайно, попутно с другими видами лосося. Потом как-то я нашел маленькую заметку о том, что кто-то ловит ее на селедочку под поплавком недалеко от берега. Хозяин магазина рыболовных принадлежностей и насадки на спуске катеров в Эдмондсе рассказал, что он и его друзья ловили кету в октябре-ноябре на селедочку, просто отпуская ее с легким грузилом на 15-20 метров от лодки и дрейфуя с ветром или течением. Но в то же время признался, что иногда кета брала селедку, а в другие годы, хотя и плескалась везде вокруг лодки, не обращала на селедочку ни малейшего внимания.
      В последние два-три года некоторые авторы советуют тролить кету на очень маленькой скорости (как нерку) с доджером или флэшером, за которым на поводке находится мушка на одинарном крючке. Теоретически все выглядит правильно. Флэшер привлекает лосося, который думает, что флэшер - это другой лосось, медленно плывущий к местам нереста, пристраивается сзади, чтобы плыть за ним. Тут у него перед носом маячит маленький объект и он его берет.
     Но на практике все обычно выглядит по-другому. Увидев стаю кеты, плещущейся на воде, рыболовы тролят через стаю часами. Меняя спуск и насадки, надеясь на удачу, и обычно безрезультатно. С редкими исключениями, конечно. Очень часто кета держится около самой поверхности, поэтому идущая лодка сначала распугивает рыбу, а тянущаяся за ней приманка идет по пустому месту. Но всех этих рыболовов легко понять, если сам увидел это великолепное зрелище. Большие рыбы выпрыгивают из воды, ходят по поверхности, вывертываясь, показывая свои могучие плавники. Там был и я. С тем же неодолимым желанием поймать эту раздражающую кету.
     Первую я поймал  на селедочку под поплавком. В том году я и пара моих друзей увлеклись этой ловлей и поймали несколько рыб таким способом. Было установлено, что кета даже и не думает есть эту селедочку. Просто, наткнувшись на нее, она от раздражения или злости хватает ее на 3-4 секунды своими мощными челюстями, чтобы придавить. Поплавок уходит вглубь и, если не следует подсечка, то через 3-4 секунды он выпрыгивает обратно на поверхность, а на селедке остаются следы зубов, похожие на дырки от компостера в трамвае. Словом, наконец, управа на кету была найдена. Хотя поймать много не удавалось никогда.
     На следующий год, когда в середине октября кета пришла опять, я во всеоружии выплыл в район Пойнт Ноу Пойнт и за целый день не поймал ни одной. Кета плескалась, проплывала мимо моего поплавка с селедкой тысячи раз, но ни одна даже и не подумала ее схватить. В конце концов я бросил эту затею и провел пару часов, бросая им под нос различные блесны, хотя по предыдущему опыту уже знал, что вряд-ли это поможет. Дело было к вечеру и, нажав ручку газа до упора, я двинулся назад к Эдмондсу. Ну эту кету к черту, думал я, пойду завтра на речку Снохомиш ловить кижуча. Но кижуча я переловил немало и такая перспектива ничего нового не сулила. Подъезжая к Эдмондсу, я решил оставить лодку в порту и завтра идти в море на кету опять. Вечером я позвонил своему другу Леше в Москву, пожаловаться, вместе подумать. Знаешь, сказал он, я поймал несколько штук кеты на Кольском (по профессии он геолог) на маленькую зимнюю блесну с мушкой на крючке. Это рыба, а рыба должна брать, если найти как и на что.
    На следующий день, взяв с собой свои блесны для подледного блеснения, я приехал к Пойнт Ноу Пойнт опять. Увидев недалеко от лодки вывернувшуюся на поверхности кету, я забросил блесну в эту точку и, почти не вращая ручку катушки, вертикально держа удилище, стал играть слегка блесной, как зимой на окуня. У самой поверхности, легкими толчками, двигая блесну буквально по сантиметру. Поклевка была очень слабой. Кета просто спокойно взяла блесенку в рот. Подсечка. Из воды вылетела серебристая красавица и после нескольких минут борьбы оказалась у меня в подсачеке. В тот день я поймал около тридцати штук. Нет, не тех носатых полосатых рыб, которых толпы рыболовов ловят в верховьях рек на месте их нереста, а совершенно серебристых, полных силы красавцев.
     Поняв, что кете нужно, уже на следующей рыбалке я заменил зимнюю блесну на мормышку. Тролящие рыболовы, видя меня, вытаскивающего одну кету за другой, злились еще больше, но в силу своей гордой натуры даже не спрашивали меня о том, как и на что я ловлю. Проверяющий в Эдмондсе, видя, что я привожу кету с каждой рыбалки, воскликнул: «Слушай, ты только один парень, кто ловит кету стабильно ркаждый раз. На что ты ее ловишь?» Я показал ему удочку с маленькой мормышкой на конце. «Смеешься», - с подозрением взглянул он. Я только развел руками.
   Потом мы стали подсаживать на мормышку кусочек креветки. Для того, чтобы креветка не слетала при дальних забросах, мы приматываем ее к крючку ниткой. Креветку используем сырую (не вареную), кусочек размером с ноготь большого пальца. В некоторые годы кета хорошо ловится и без насадки креветки, а в некоторые берет мормышку с креветкой значительно лучше. Техника и тактика ловли кеты такая же, как и при ловле горбуши, с той лишь разницей, что гоняться за ней по морю приходится больше и забрасывать мормышку точнее.
    Что касается кижуча и чавычи, то мне случалось ловить их на мормышку тоже. Обычно в реках, на ямах, где они отстаиваются в ожидании подъема воды. Ловил я с заякоренной лодки, полувертикально. Техника проводки мормышкой примерно такая же, как и при ловле леща чертиком в лунке, с той лишь разницей, что каждый очередной подъем происходит чуть ниже по течению. Поклевка выглядит опять же, как легкое залипание кончика спиннинга на игре.


Владимир Бененсон
 
Статья была напечатана в российском журнале "Рыбачьте с нами"  и в дальневосточном журнале "TOUREAST".




Комментариев нет:

Отправить комментарий